Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура

Ниже приведен далеко не полный перечень работ Бхактивиноды Тхакура, в который вошли лишь самые известные его произведения:

1849 – "Улачанди-махатмья" – стихотворение на бенгали о божестве Улачанди (Дурги) в Бирнагаре.

1850 – "Хари-катха" (Повествование о Господе Хари) – стихотворение на бенгали.

1850-"Лила-киртана" (Прославление деяний Господа)-стихотворение на бенгали.

1850 – "Шумбха-Нишумбха-юддха" (Битва с Шумбхой и Ни-шумбхой) – стихотворение на бенгали о битве Дурги с двумя демонами, Шумбхой и Нишумбхой.

1857 – "Пориада", часть первая – поэма на английском языке в традиционном эпическом стиле. Повествует об античном герое Порусе, сражавшемся с Александром Македонским. По замыслу автора поэма должна была состоять из двенадцати частей, однако завершены были только две Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура части.

1858 – "Пориада", часть вторая.

1860 – "Матхи Ориссы" – книга на английском языке о разных храмах, монастырях и святынях Ориссы, которые посетил Бхактивинода Тхакур.

1863-"Виджана-грама" (Покинутая деревня)-поэма на бенгали, в которой Тхакур Бхактивинода описывает возвращение в родную деревню Улу. К своему ужасу, по приезде он обнаруживает, что почти все жители деревни погибли от холеры.

1863 – "Санньяси" – поэма на бенгали.

1863 – "Наши стремления" – философское произведение на английском языке.

1866 – "Руководство для служащих судебной канцелярии" – перевод на урду.

1866 – "Учение Гаутамы" – лекция на английском языке об учении Гаутамы Муни и философии ньяи.

1868 – "Саччидананда-премаланкара" (Сокровище чистой экстатической любви, вечной и исполненной знания и блаженства Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура) – поэма на бенгали, воспевающая Чайта-нью Махапрабху. Тхакур написал ее после того, как в первый раз прочитал "Чайтанья-чаритамриту"-произведение, которое многократно усилило его желание продолжить миссию Господа Чайтаньи.

1869 – "Философия, этика и теология "Бхагаваты"" – книга на английском языке, основанная на Лекции о "Шримад-Бхагаватам", которую Бхактивинода Тхакур прочитал в Динаджапуре (Западная Бенгалия). В лекции затрагиваются следующие темы: значение "Бхагаватам", "Бха-гаватам" в проповеди Господа Чайтаньи, три основополагающие категории знания (самбандха, абхидхея и прайоджана), майя как энергия всемогущего Бога, долг человека перед Богом, главенствующая роль "Бхагаватам" в объединении разных религий и в развитии бхактпи.

1870-"Гарбха-стотра-вьякхья или Самбандха-таттва-чан-дрика" – комментарий Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура в прозе на бенгали ко второй главе Десятой песни "Шримад-Бхагаватам" (Молитвы полубогов Шри Кришне, находящемуся во чреве матери)

1871 – "Размышления" – стихотворение на английском языке.

1871-"Тхакур Харидас"-стихотворение на английском языке, посвященное намачарье Харидасу Тхакуру.

1871 – "Храм Джаганнатхи в Пури" – очерк на английском языке, повествующий об истории известного храма Джаганнатхи в Пури, штат Орисса. Помимо всего прочего, в этой работе Бхактивинода Тхакур нелестно отзывается о лицемерии служителей храма и прославляет искреннее преданное служение Богу, основанное на чистой любви.



1871-"Акхары в Пури"-критический очерк на английском языке о некоторых монастырях в Джаганнатха-Пури. Как явствует из очерка, в этих местах жрецы Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура предавались пьянству и другим порокам.

1871 – "Личность Бога" – произведение в прозе на английском языке.

1871 – "Сараграхи" (Тот, кто способен проникнуть в суть вещей) – стихотворение на английском языке, в двадцати двух строфах которого описано настроение преданного, способного воспринять суть сознания Кришны из любого источника.

1871 – "Путеводная звезда" – произведение в прозе на английском языке.

1871 – "Возлюбить Бога" – небольшой очерк на английском языке, провозглашающий бхакти религией души. Основан на следующей заповеди Иисуса Христа: "Возлюби Бога всем сердцем своим, всем разумением своим, всей душою своею, всеми силами своими и возлюби человека, как брата своего".

1871 – "Атибари в Ориссе"-письмо редактору выходящей в Катаке газеты "Прогресс", проливающее свет Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура на деятельность распространенной в Ориссе секты псевдо-вайшнавов.

1871 – "Браки в Бенгалии" – брошюра на английском языке, подробно описывающая семейные традиции индусов. Автор приводит примеры традиционных видов заключения брака и описывает незавидное положение женщин, которые вынуждены терпеть бесчеловечные брачные обычаи, распространенные в некоторых районах Бенгалии.

1872 – "Ведантадхикарана-мала" – сборник стихов на санскрите о философии "Веданты" с переводом и комментарием на бенгали.

1874 – "Датта-каустубха" – сто четыре философских стиха с комментариями на санскрите.

1876 – "Датта-вамша-мала" (Гирлянда рода Датты) – произведение на санскрите, описывающее генеалогическое древо рода Датты, ведущего начало от Бали Самаджи. Бхактивинода Тхакур, которому при рождении нарекли имя Кедаранатха Датта, сам принадлежал к Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура этому роду.

1878 – "Бауддха-виджая-кавьям" (Стихотворное опровержение буддизма) – стихи на санскрите, опровергающие атеистическую философию Будды.

1880 – "Шри Кришна-самхита" (Краткое описание Шри Кришны) – важный философский трактат о Господе Кришне, Его деяниях и окружении. В обширном предисловии автор рассуждает о развитии религии в Индии с исторической и географической перспективы. Сама самхита состоит из двухсот восьмидесяти одного стиха на санскрите, которые разбиты на десять глав. В них описан духовный мир, многообразные энергии Господа и удивительные подробности развлечений Кришны. В этом произведении также рассказано, как Он избавляет Своих преданных от нежелательных качеств, которые мешают им развить образ мысли, присущий обитателям Вриндавана. Кроме Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура того, автор подробно анализирует качества тех, кто постиг Кришну. Каждый стих снабжен переводом в прозе на бенгали и пояснением. В заключительной части книги философия сознания Кришны излагается в понятиях самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Как признается автор, все эти истины открылись ему, когда он находился в глубоком духовном трансе.

1881 – "Кальяна-калпатару" (Благодатное древо желаний) – сборник, в который вошли шестьдесят три песни на бенгали, описывающие древо желаний, принесенное Бхактивинодой Тхакуром из духовного мира. От "ствола" дерева отходят три "ветви", которые называются упадеша (духовные поучения), упа-лабдхи (постижение смысла поучений) нуччхваса (духовные эмоции). В своих прекрасных песнях Тхакур, исходя из собственного опыта Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура, рассказывает об экстатических эмоциях, которые естественным образом возникают у того, кто полностью вручил себя Шри Шри Гауре-Нитаю. Потом он описывает главное благо, уготованное тем, кто снискал благосклонность Господа Чайтаньи – возможность участвовать в сокровенных ежедневных развлечениях Шри Шри Радхи-Мадхавы. Сразу после выхрда в свет сборник приобрел большую популярность.

1881 – "Саджджана-тошани" (Отрада святых) – ежемесячный журнал на бенгали, который Тхакур начал издавать в 1881 году. Всего вышло семнадцать номеров.

1883 – "Нитья-рупа-самстхапанам" (Доказательство существования у Бога нетленного облика) – обзор на английском языке одноименного санскритского труда потомка Господа Нитьянанды, Пандита Упендры Макана Госвами Ньяяратны, который на основании многочисленных доводов из разных священных писаний Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура доказывает, что Бог обладает нетленным обликом. В своем обзоре Бхактивинода Тхакур доступно объясняет основные положения этого труда и советует прочитать его в оригинале.

1885 – "Вишва-вайшнава-калпа-тави" (Древо желаний вайшнавов всего мира) – небольшая брошюра, знакомящая читателя с целями и задачами "Шри Вишва Вайшна-ва Раджа Сабхи" – Международной ассоциации вайшнавов, основанной Бхактивинодой Тхакуром в Калькутте.

1886 – "Бхагавад-гита" (Песнь Бога) – самое известное из классических религиозных произведений на санскрите. Бхактивинода Тхакур опубликовал его с комментарием Шрилы Вишванатхи Чакраварти на санскрите и собственным комментарием на бенгали, "Расика-ранджаной".

1886-"Шри Чайтанья-шикшамрита" (Нектарные наставления Шри Чайтаньи) – философский трактат на бенгали, показывающий, как учение Господа Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура Чайтаньи следует применять в наши дни. Основан на наставлениях, данных Господом Чайтаньей Рупе и Санатане Госвами и изложенных в "Чайтанья-чаритамрите".

1886 – "Санмодана-бхашья" (Комментарий, чтение которого доставляет огромное блаженство)-обширный комментарий на санскрите к "Шикшаштаке" Чайтаньи Махап-рабху. Каждый из восьми стихов "Шикшаштаки" сопровождает песня Бхакгивиноды Тхакура на бенгали, объясняющая чувства, которые выражает в этом стихе Господь Чайтанья.

1886 – "Бхаджана-дарпана-бхашья" (Комментарий, являющийся отражением преданного служения)-комментарий на санскрите к поэме Рагхунатхи даса Госвами "Манах-шикша". Каждую из двенадцати строф поэмы Бхактивинода Тхакур также перевел в стихах на бенгали, чтобы преданные могли регулярно петь их, и снабдил пояснением Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура.

1886 – "Дашопанишад-чурника" (Пылинки с десяти Упанишад) – произведение в прозе на бенгали о главных десяти из ста восьми Упанишад.

1886 – "Бхававали" (Волны экстаза) – изданный Бхактивинодой Тхакуром сборник написанных на санскрите стихов разных ачарьев Гаудия-вайшнавов о расе. Содержит стихотворный перевод на бенгали, написанный Тхакуром.

1886-"Према-прадипа" (Освещение тем божественной любви) – философская повесть на бенгали. Сюжет ее таков: трое жителей Калькутты отправляются во Вриндаван к одному вайшнаву (который также занимается мистической йогой), чтобы с его помощью постичь трансцендентное знание. Двое из путешественников, которые прежде были имперсоналистами, постепенно обретают веру в Верховного Господа, а третий, увлекшись мистической йогой, лишает себя бесценного сокровища экстатической любви Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура к Господу Кришне. Книга состоит из десяти глав, которые образно названы "лучами света".

1886-"Шри Вишну-сахасра-нама-стотра" (Тысяча имен Господа Вишну) – гимн, входящий в "Махабхарату". Издан Бхактивинодой Тхакуром вместе с комментарием на санскрите Шрилы Баладевы Видьябхушаны, "Намартха-судхой" (Нектаром объяснения Святых Имен).

1887-"Шри Кришна-виджая" (Победа Господа Кришны)- известная эпическая поэма на бенгали о деяниях Три Кришны, написанная Маладхарой Васу (Гунараджей Ханом) в 1470 году. Эта первая книга на бенгали и одно из самых любимых произведений Чайтаньи Махапраб-ху. Шрила Бхактивинода издал ее с собственным предисловием.

1887 – "Шри Чайтаньйопанишад" (один из разделов Атхарва-веды)-произведение на санскрите, относящееся к числу Упанишад и Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура повествующее о явлении Господа Кришны в облике Чайтаньи Махапрабху, великого проповедника любви к Богу. Бхактивинода Тхакур издал этот труд вместе с собственным кратким комментарием на санскрите, "Шри Чайтанья-чаранамритой" (Нектаром лотосоподобных стоп Господа Чайтаньи), и переводом санскритских текстов на бенгали. Этот перевод, который называется "Амрита-бинду" (Капля нектара), сделал Мадхусудана дас.

1888 – "Вайшнава-сиддханта-мала" (Гирлянда вайшнавских истин) – произведение в прозе на бенгали, объясняющее основные положения философии Гаудия-вайшнавов. Книга написана языком, понятным неподготовленному читателю. Публиковалась по частям в виде небольших брошюр. Первая часть состоит из вопросов и ответов.

1890 – "Амная-сутра" (Книга ведической мудрости) – сочинение на санскрите в Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура классическом стиле. Эта работа Бхактивиноды Тхакура состоит из ста тридцати ведических афоризмов с небольшими комментариями на санскрите, содержащими цитаты из древних священных писаний, а также его собственного перевода на бенгали, "Лагху-бхашьи" (Краткого объяснения). В шестнадцати главах "Амная-сутры" объясняются самые важные аспекты философии вайшнавов: Господь и Его многообразные энергии, а также Его обитель, положение индивидуальной души, разные состояния бытия, методы достижения высшей цели жизни, практическое преданное служение, избавление от недостатков и греховных наклонностей, трансцендентный бхаджан, экстаз в преданном служении и т. д.

1890 – "Шри Навадвипа-дхама-махатмья" (Прославление Навадвипы), "Парикрама-кханда"-в восемнадцати главах этой работы Бхактивинода Тхакур Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура подробно описывает в стихах на бенгали парикраму (паломничество) Господа Нитьянанды по Навадвипе. Вместе с Дживой Госвами Он посещает разные святые места и рассказывает их историю.

1890 – "Шри Навадвипа-дхама-махатмья" (Прославление Навадвипы), "Прамана-кханда" – в ее пяти главах собраны цитаты из Пуран, Самхит и других ведических писаний, прославляющие священную землю Навадвипы.

1890 – "Сиддханта-Дарпана" (Зеркало, отражающее истину) – философский трактат на санскрите, написанный Шрилой Баладевой Видьябхушаной, который Бхактивинода Тхакур издал с собственным переводом в прозе на бенгали. Тхакур очень любил эту книгу, поскольку на основании разных священных писаний она провозглашает "Шримад-Бхагаватам" жемчужиной всех Пуран. 1891 – "Бхагавад-гита" (Песнь Бога) – в это издание "Бхагавад Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура-гиты" помимо оригинального текста вошел комментарий Шрилы Баладевы Видьябхушаны на санскрите, "Гита-бхушана" (Украшение "Гиты"), а также перевод и комментарий Бхактивиноды Тхакура на бенгали под названием "Видвад-ранджана" (Отрада мудрецов).

1891 – "Шри Годрума Калпатави" (Древо желаний острова Годрума) – сборник очерков на бенгали, описывающих начатую Шрилой Бхактивинодой программу Нама-хатты (Рынка святого имени).

1892 – "Шри Хари-нама" (Святое Имя Господа Хари) – вторая часть "Вайшнава-сиддханта-малы". Опубликована с сокращениями в виде небольшой брошюры. Предназначалась для широкого распространения на программах Нама-хатты. В брошюре на основе цитат из священных писаний и высказываний разных ачарьев воспета слава Святого Имени, а также перечислены и Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура объяснены десять оскорблений Святого Имени.

1892 – "Шри Нама" (Святое Имя) – третья часть "Вайшнава-сиддханта-малы". Опубликована с сокращениями в виде небольшой брошюры. Как и предыдущая брошюра, предназначалась для широкого распространения на программах Нама-хатты. После короткого предисловия Бхактивинода Тхакур приводит сто имен Господа Чайтаньи, объединенных в восемь песен для исполнения во время киртана. Далее следуют еще три песни во славу Чайтаньи Махапрабху и очерк на бенгали, объясняющий указание, которое Господь Чайтанья дал своим преданным в "Чайтанья-бхагавате": боло кришна, бхаджа кришна, коро кришна-шикша – "Идите от дома к дому и призывайте всех повторять Имена Кришны, поклоняться Ему и соблюдать данные Им заповеди Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура". Затем Бхактивинода Тхакур цитирует седьмую главу Одиннадцатой песни "Шримад-Бхагаватам", в которой Нарада Муни описывает Махарадже Юдхиштхире тридцать добродетелей праведника.

1892- "Шри Нама-таттва-шикшаштака" (Восемь поучений, касающихся истины о Святом Имени Господа) – четвертая часть "Вайшнава-сиддханта-малы". Опубликована с сокращениями в виде небольшой брошюры, в которой объясняется смысл "Шикшаштаки" Господа Чайтаньи. Стихи на санскрите Бхактивинода Тхакур перевел в прозе на бенгали и объяснил в песнях, тоже на бенгали. В конце Тхакур приводит еще несколько поучительных песен, призывающих принять учение Господа Чайтаньи.

1892 – "Шри Нама-махима" (Слава Святого Имени) – пятая часть "Вайшнава-сиддханта-малы". Опубликована с сокращениями в виде Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура небольшой брошюры. В ней приводится молитва Рупы Госвами на санскрите, "Шри Намаштака", воспевающая Святое Имя Господа. Восемь строф этой молитвы Бхактивинода Тхакур перевел в прозе на бенгали и объяснил в песнях, тоже на бенгали. Помимо этого в брошюре есть еще три песни. Первая состоит из разных Имен Господа Кришны, а две других рассказывают о том, как Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда проповедовали эти Святые Имена.

1892 – "Шри Нама-прачара" (Проповедь Святого Имени) – шестая часть "Вайшнава-сиддханта-малы". Опубликована с сокращениями в виде небольшой брошюры. В ней Бхактивинода Тхакур подробно объясняет четыре строфы своей песни "Надия Годруме Нитьянанда Ма-хаджана". Далее Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура следуют еще одиннадцать песен, предназначенных для киртпанов и бхаджанов и объясняющих учение Господа Чайтаньи.

1892- "Шриман Махапрабхур Шикша"-в одиннадцати главах этой книги Бхактивинода Тхакур анализирует философию Господа Чайтаньи, выделяя в ней десять основных постулатов. В первой главе дается их общий обзор, а в десяти последующих каждый постулат обсуждается отдельно. Свои утверждения Тхакур подкрепляет многочисленными стихами на санскрите с переводом в прозе и объяснением на бенгали.

1893- "Таттва-вивека" (Анализ истин) – в этой работе, другое название которой "Саччидананданубхути" (Постижение вечности, знания и блаженства), Бхактивинода Тхакур сравнивает философию Шри Чайтаньи с учениями таких западных и восточных философов, как Льюсиппус, Демокрит, Платон, Аристотель и Лукреций Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура, Дидро и Ламетри, Фон Холбах, Янь Фу, а также Милль, Льюис, Пейн, Карлайл, Бентам и Комб. Книга состоит из сорока восьми стихов на санскрите с подробным комментарием к каждому стиху на бенгали. Первые тридцать три стиха озаглавлены "Постижение вечности", а остальные пятнадцать – "Постижение вечного сознания".

1893 – "Шока-шатана" (Утешение скорбящих) – небольшая брошюра, в которую вошло тринадцать песен на бенгали, написанных Бхактивинодой Тхакуром в 1888-1890 г.г. В этих песнях, предназначенных для публичного исполнения, описан один очень назидательный случай из жизни Господа Чайтаньи. Вриндаван дас Тхакур вкратце упоминает его в "Чайтанья-бхагавате", а Шрила Бхактивинода рассказывает о нем более подробно. Однажды во время Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура ночного киртана, который Господь Чайтанья проводил во дворе дома Шривасы Пандита, во внутренних покоях от неизлечимой болезни скончался один из сыновей Шривасы. Громкие стенания женщин, оплакивающих внезапную кончину ребенка, достигли слуха Шривасы, который пел и танцевал вместе с Господом Чайтаньей. Войдя в дом, Шриваса мудрыми и полными заботы словами утешил скорбящих женщин и, как ни в чем не бывало, вернулся к танцующим. Когда наутро киртан закончился, Чайтанья Махапрабху почувствовал, что в доме что-то произошло. Узнав о случившемся, Он очень огорчился и попросил принести Ему умершего ребенка. Господь Чайтанья на время вернул в тело ушедшую душу и та Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура, отвечая на вопросы Господа, поведала собравшимся много духовных истин. После этого Шри Чайтанья со Своими преданными провел по мальчику погребальный обряд, на который явилась сама олицетворенная Ганга, Шри Джахнави-деви.

1893 – "Шаранагати" (Обретение прибежища) – сборник, в который вошло пятьдесят песен, описывающих полное и безоговорочное вручение себя лотосоподобным стопам Господа Кришны. Сборник приобрел большую популярность, и песни из него и по сей день исполняют в сотнях храмов в Индии и за ее пределами. Сборник открывают тридцать две песни, которые описывают настроение преданного, неуклонно следующего шести методам вручения себя Господу, изложенным Рупой Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху". Далее следует тринадцать песен Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура под общим названием "Бхаджана-лаласа" (Стремление поклоняться Господу), написанных по мотивам "Упадешамриты" (Нектара наставлений) Рупы Госвами. Затем идут еще три песни, озаглавленные "Сиддха-лаласа" (Стремление к совершенству), и две песни под названием "Вигьяпти" (Исповедь), в которых Бхак-тивинода Тхакур говорит о своем желании приблизить день, когда он сможет полностью посвятить свое тело, ум и речь чистому преданному служению. Завершает сборник "Нама-махатмья" (Прославление Святого Имени). В этой песне говорится о могуществе Святого Имени Господа и о том, как оно помогает преданному вернуться к Богу.

1893 – "Гита-вали" (Сборник песен)-включает в себя семьдесят три песни на бенгали, предназначенных для ежедневного Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура исполнения преданными. Открывают сборник два арунодая-киртана, которые поются на восходе, когда первые лучи солнца окрашивают горизонт. Далее следуют четыре песни, которые исполняют во время поклонения Божествам на алтаре, и шесть песен, описывающих, с каким настроением следует отдавать почести прасаду-остаткам трапезы Господа. В восьми других песнях прославляется нагара-киртан, или уличное шествие с пением Святых Имен Господа. Одиннадцать следующих песен перечисляют более ста имен Господа Чайта-ньи, а тринадцать других – сто двадцать имен Господа Кришны. Еще пять песен повествуют о славе Святых Имен Кришны, и две содержат поучения уму о том, как следует поклоняться Господу. Восемь других песен основаны на Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура "Намаштаке" (Молитвах, воспевающих Святое Имя) Рупы Госвами и восемь поют хвалу Шримати Радхарани. Еще восемь песен основаны на "Шикшаштаке" Чайтаньи Махапрабху, и одна песня, "Сиддха-лаласа", описывает стремление к духовному совершенству. Последняя песня написана на санскрите. Она называется "Шри Шри Годрумачандра Бхаджанопадеша" и повествует о том, как надлежит поклоняться Господу Чайтанье, которого называют луной Годрумы.

1893 – "Гита-мала" (Гирлянда из песен) – сборник, содержащий восемьдесят песен на бенгали, состоящий из пяти глав. В первой главе, "Ямуна-бхававали", по мотивам известной молитвы Ямуначарьи, которая называется "Стотра-ратна", в двадцати семи песнях описан экстаз шанта- и дасья-расы. Вторая глава, "Крипанья-панджи.." содержит Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура смиренные молитвы о возможности вечно слу жить Шри Шри Радхе-Кришне, основанные на книге Рупы Госвами "Става-мала". В третью главу, которая на зывается "Шока-шатана", вошли уже описанные ранее тринадцать песен о том, как Господь Чайтанья оживил умершего сына Шривасы Тхакура. В четвертой главе "Рупануга-бхаджана-дарпане", Бхакгивинода Тхакура тща тельно анализирует деяния Господа Кришны в работах Рупы Госвами, таких как "Бхакти-расамрита-синдху" и "Уджджвала-ниламани". Кроме того, в этой главе рассказывается о методе, позволяющем стать участни ком вечных игр Господа. Последняя, пятая глава назы вается "Сиддха-лаласа". Вошедшие в нее десять стихов рассказывают о стремлении Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура обрести вечное духовное тело, в котором можно выполнять то или иное служение на Голоке Вриндаване.

1893 – "Баула-сангита" (Песни безумного странствующего отшельника) – сборник из двенадцати песен на бенгали. Во времена Бхактивиноды Тхакура было много псев до-преданных, которых называли баулами, или святыми безумцами. Они ходили по всей Индии, распевая) собственного сочинения и прося милостыню. Желая показать простым людям разницу между этими притвор щиками и истинными баулами, Тхакур в своих двад цати песнях, язык которых очень напоминает незамысловатую речь баулов, обличает их лицемерие и расска зывает, как правильно следовать Господу Чайтанье того чтобы читатели приняли этот сборник, Тхакур издал Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура его под псевдонимом баул Чанда.

1893 – "Далалера-гита" (Песня посредника) – песня на бенгали, описывающая рынок святого имени, открытый Господом Нитьянандой в Сурабхи-кундже, которая стала штаб-квартирой Бхактивиноды Тхакура.

1893 – "Нама-бхаджана" (Поклонение святому имени) – небольшая брошюра на английском языке о святом имени Кришны. В ней подробно рассказывается, как чистое произнесение святого имени позволяет обрести любовь к Кришне. На основе цитат из разных священных писаний Тхакур говорит о непостижимой славе святого имени. Он также доказывает, что святое имя является земным воплощением Кришны и объясняет разные ступени преданности, которые душа проходит на пути домой, к Богу.

1893 – "Джайва Дхарма" (Неотъемлемая религия души) – философский роман на Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура бенгали. В сорока главах этого произведения Бхактивинода Тхакур охватывает самые разные аспекты философии вайшнавов, такие как вечная природа души, кастовая система, принципы семейной жизни, исторический взгляд на вечную религию, освобождение души из материального плена, спонтанное преданное служение, святое имя Господа и т. д. Все свои выводы Тхакур подтверждает многочисленными цитатами из священных писаний. Роман написан на простом бенгали, что позволяет читателю, не владеющему санскритом, понять смысл священных писаний. Большая часть романа написана в виде диалогов между действующими лицами. К главному герою романа Премадасу Бабаджи, великому преданному Господа, обращается некий санньяси, который сведущ в богооткровенных писаниях, но придерживается безличного Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура понимания Абсолюта. Санньяси задает Бабаджи много вопросов, а тот убедительно отвечает на них, доказывая собеседнику превосходство личностного теизма, который исповедуют вайшнавы. Похожие беседы ведут между собой и другие герои романа. Например, два искренних преданных Виджая-кумар и Враджанатха задают Бабаджи много вопросов о природе признаков экстаза, о божественных эмоциях и различных взаимоотношениях с Господом. Виджая-кумар, желая больше узнать о супружеских отношениях с Господом, по совету Премадаса Бабаджи отправляется в Пури к Гуру Госвами, ученику Сварупы Дамодары Госвами. Тот рассказывает Виджая-кумару о положении Радхи и Кришны, о подругах Радхи, о стимулах экстатической любви, о восьми видах занятий Господа Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура, чередующихся в течение суток, о развлечениях Божественной четы и многом другом. В конце романа описано, как Виджая-кумар и Враджанатха достигают конечной цели жизни. Приняв повеления своих наставников к самому сердцу, они избавляются от всех мирских желаний и сутки напролет поклоняются своему обожаемому Господу – Враджанатха на берегу Ганги в Шридхаме Майяпуре, а Виджая-кумар в Пури в хижине на берегу океана. Получив доступ в ежедневные игры Господа, они погружаются в экстатическую любовь к Нему и, покинув в положенный срок бренное тело, возвращаются к Богу.

1893 – "Таттва-сутра" (Истина в афоризмах) – сборник из пятидесяти санскритских афоризмов. К каждому стиху Бхактивинода Тхакур написал пояснение Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура на санскрите и обширный комментарий на бенгали. Сборник состоит из пяти глав. Первая провозглашает Верховного Господа Абсолютной Истиной. Вторая объясняет, что такое чит, или сознающее начало. Третья посвящена ачит, временному материальному мирозданию. В четвертой речь идет о взаимоотношениях между Господом и Его неотъемлемыми частицами, а в пятой говорится о принципах преданного служения. Все свои выводы в этой книге Бхактивинода Тхакур подтверждает многочисленными цитатами из Упа-нишад, Пуран, "Бхагавад-гиты", "Нарада-панчаратры" и многих других священных писаний.

1894 – "Ведарка-дидхити" (Луч светозарных Вед) – санскритский комментарий к "Ишопанишад" – произведению, входящему в "Шукла Яджур-Веду". Бхактивинода Тхакур опубликовал его вместе с Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура комментарием на санскрите Шрилы Баладевы Видьябхушаны, озаглавленным "Ишопанишад-бхашьям". Кроме того, в книгу вошли две работы Шьямалала Госвами Сидцханты Вачаспати: "Ишопанишад Бхашья-рахасья-виврити" (Объяснение сокровенного смысла "Ишопанишад") и небольшая статья на бенгали под названием "Сиддханта-анувада" (Перевод истины).

1894 – "Таттва-муктавали" (Жемчужное ожерелье истин) с подзаголовком "Майявада Шата-душани" (Сто опровержений имперсонализма) – сто девятнадцать санскритских стихов Шрипады Мадхвачарьи, в которых он, опираясь на свидетельства священных писаний и обыкновенную логику, опровергает философию адвайты, распространенную Шанкарачарьей по всей Индии, и убедительно доказывает, что Господь всегда обладает личностными чертами. Бхактивинода Тхакур опубликовал этот труд Мадхвачарьи с собственным переводом каждого стиха в Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура прозе на бенгали.

1895- "Амрита-праваха-бхашья" (Комментарий, подобный потоку нектара) – комментарий на бенгали к "Чайтанья-чаритамрите" Кришнадаса Кавираджи Госвами. Открывают и завершают эту работу Бхактивиноды Тхакура лирические стихи, отражающие его молитвенное настроение. К каждой из шестидесяти двух глав "Чайтанья-чаритамриты" Тхакур написал предисловие, а в пояснениях к стихам привел много цитат из древних священных писаний и высказываний великих духовных учителей.

1895- "Хари-бхакти-калпа-латика" (Росток преданности Господу Хари, исполняющий все желания) – санскритский труд о чистой преданности Богу, принадлежащий перу неизвестного автора. Это произведение, рукопись которого Бхактивинода Тхакур обнаружил в Джаганнатха-Пури, уподобляют ростку преданности. В тринадцати главах "Хари-бхакти-калпа-латики", которые Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура сравнивают с бутонами, речь идет о девяти методах преданного служения. Завершает работу подробное описание качеств преданного, который с помощью этих методов достиг трансцендентного уровня.

1895 – "Шодаша Грантха" (шестнадцать книг) – шестнадцать коротких очерков на санскрите о вайшнавизме, написанных Валлабхачарьей.

1895 – "Шри Гауранга-става-калпатару" (Молитва Господу Гауранге, подобная древу желаний)-двенадцать строф на санскрите из "Стававали" Рагхунатхи даса Госвами, опубликованные Бхактивинодой Тхакуром. В этой молитве Рагхунатха дас Госвами описывает непостижимые изменения, происходившие с телом Господа Чайтаньи, когда Он испытывал экстаз в последние годы Своей жизни в Джаганнатха-Пури. Автор молит о том, чтобы эта картина постоянно стояла перед его внутренним взором Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура.

1895- "Манах-сантошани" (Отрада для ума)-перевод на бенгали в стихах "Шри Кришна Чаитаньйодаявали" Прадь-юмны Мишры, который приходился Чайтанье Махапрабху близким родственником. Автор перевода Джагадждживан Мишра был потомком Парамананды Мишры, старшего брата Джаганнатхи Мишры (отца Господа Чайтаньи).

1895- "Мукувда-мала-стотра" (Гирлянда молитв Господу Му-кунде) – произведение на санскрите, принадлежащее перу царя Кулашекхары, одного из двенадцати южноиндийских альваров. Состоит из шестидесяти двух строф, в которых автор прославляет Господа и молит о возможности вечно служить Его лотосоподобным стопам. 1895-"Шри Лакшми-чарита" (Повествование о богине процветания) – небольшое произведение в стихах на бенгали, написанное Шри Маладхарой Васу (Гунараджей Ханом), прославленным автором "Шри Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура Кришна-вид-жаи".

1895 – "Бала-Кришна-сахасра-нама" (Тысяча имен младенца Кришны), "Гопал а-сахасра-нама" (Тысяча имен пастушка Кришны), "Кришнаштоттара-шата-нама" (Сто восемь имен Кришны), "Радхика-сахасра-нама" (Тысяча имей Шримати Радхарани) – Бхактивинода Тхакур издал эти четыре нама-стотры из "Нарада-панчаратры" по просьбе вайшнавов, которые ежедневно повторяли их.

1895 – "Шриман Махапрабхор Ашта-калия-лила-смарана-мангала-стотра" (Благодатная молитва, напоминающая о восьми разных занятиях Господа Чайтаньи, чередующихся в течение суток) – стихотворение неизвестного автора, который в одиннадцати строфах на санскрите описывает занятия Чайтаньи Махапрабху. Эта молитва написана в помощь преданным в их ежедневном поклонении Господу Чайтанье.

1896 – "Шри Гауранга-лила Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура-смарана-стотра" (Благодатная молитва, напоминающая об играх Господа Чайтаньи)- сто четыре стиха на санскрите, вкратце рассказывающих о деяниях и наставлениях Чайтаньи Махапрабху на основе "Чайтанья-бхагаваты" и "Чайтанья-чаритамриты". Это произведение написано Тхакуром по просьбе вайшнавов. Открывает его предисловие на английском языке, озаглавленное "Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху", в котором пересказано содержание санскритских стихов. Стихи сопровождает комментарий, тоже на санскрите, носящий название "Викашини Тика". Его написал Махамахопадхьяя Шитикантха Вачаспати, известный пандит из Навадвипы. "Шри Гауранга-лила-смарана-стотрам" – первое произведение о Господе Чайтанье, которое попало на Запад. Это произошло в тот же год, когда родился Шрила Прабхупада.

1896 – "Шри Рамануджа-упадеша" (Наставления Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура Рамануджи) – труд на санскрите Бхактивиноды Тхакура с переводом на бенгали, объясняющий философию Рамануджачарьи.

1896- "Артха-панчака" (Пять значений)-в этом произведении на бенгали Шрила Бхактивинода поясняет одноименную книгу Пиллая Локачарьи, в которой подробно описаны пять главных постулатов философии Рамануджи.

1896- "Сва-ликхита-дживани" (Автобиография)-книга на бенгали объемом двести страниц. Написана Бхактиви-нодой Тхакуром в виде ответа своему сыну Лалите Пра-саду Датте, который интересовался подробностями его жизни. Впоследствии Лалита Прасад опубликовал эту биографию для тех, кто знал и любил его отца. "Сва-ликхита-дживани" охватывает период жизни Тхакура с детских лет до выхода в отставку.

1897 – "Брахма-самхита" (Поэма Господа Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура Брахмы), пятая глава – произведение на санскрите, в котором Господь Брахма рассказывает о своем рождении, аскезах и видйнии духовного мира. "Брахма-самхита" была обнаружена Господом Чайтаньей во время Его странствий по Южной Индии. В комментарии к "Чайтанья-чаритам-рите" (Ади, 9.239 – 240) Шрила Прабхупада пишет: ""Брахма-самхита" – очень важное священное писание. В пятой главе "Брахма-самхиты", которую Шри Чай-танья Махапрабху нашел в храме Ади-кешавы, объясняется философская доктрина ачинтъя-бхеда-абхеда-таттвы, а также говорится о разных методах преданного служения, восемнадцатисложном ведическом гимне, душе, Сверхдуше и кармической деятельности. Кроме того, в этой главе объясняется смысл кама-гаятри, или кама-биджи, и Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура рассказывается об изначальном Маха-Вишну. Большое внимание уделяется описанию духовного мира, особенно Голоки Вриндаваны. Помимо этого, "Брахма-самхита" описывает Гарбходакашайи Вишну, полубога Ганешу и богиню Дургу, а также происхождение мантры гаятри. Там также рассказывается о Говинде, Его трансцендентном положении и обители, о живых существах и пяти стихиях, о высшем смысле жизни и цели аскез, о безличном Брахмане и любви к Богу, о посвящении, полученном Господом Брахмой, и о том, как трансцендентная любовь к Богу позволяет увидеть Его. Кроме того, в "Брахма-самхите" говорится об этапах преданного служения, уме, йога-нидре, богине процветания, спонтанном преданном служении в экстазе, Господе Рамачандре и Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура остальных воплощениях Бога, поклонении Божеству, обязанностях обусловленной души, истинном положении Господа Вишну и Господа Шивы, вознесении молитв, Ведах и ведических гимнах, личностной и безличной ипостаси Бога, хороших манерах и многом другом. Там также есть описание солнца и вселенских форм Господа. "Брахма-самхита" кратко и убедительно объясняет все эти темы". Помимо оригинального текста на санскрите Бхактивинода Тхакур включил в книгу комментарий Лживы Госвами, а также собственные работы на бенгали: предисловие, перевод стихов в прозе и комментарий, "Пракашини".

1898- "Шри Кришна-карнамрита" (Сладкозвучные повествования о Шри Кришне) – известная книга на санскрите Шрилы Билвамангапы Тхакура (Лилашуки), содержащая прекрасные молитвы и откровения о Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура супружеских играх Кришны. В книгу вошел оригинальный текст на санскрите с комментарием Чайтаньи даса Госвами (старшего брата Кави Карнапура), озаглавленным "Бала-бодхини-тика", и несколько работ Бхакгивиноды Тхакура на бенгали: предисловие, перевод стихов в прозе и обзор работы в целом. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 9.305 – 309) говорится: "Община брахманов в этом месте целиком состояла из чистых преданных, которые каждый день читали "Кришна-карнамриту" Билвамангалы Тхакура. Шри Чайтанье Махапрабху очень понравилась эта книга. С великим тщанием Он переписал ее и взял с собой. Во всех трех мирах нет произведения, которое бы сравнилось с "Кришна-карнамритой". Тому, кто изучает ее, открывается смысл чистого Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура преданного служения Кришне. Постоянно читая"Кришна-карнамриту", можно в полной мере познать красоту и сладость развлечений Господа Шри Кришны. Господь Чайтанья считал "Брахма-самхиту" и "Кришна-карнамриту" настоящим сокровищем. Поэтому, собираясь в обратный путь, Он взял их с собой.

1898- "Пиюша-варшини-тика" (Объяснение, источающее амброзию)-"Упадешамрита" (Нектар наставлений) Рупы Госвами с комментарием Бхактивиноды Тхакура на бенгали.

1898- "Бхагавад-гита" (Песнь Бога) с комментарием Шрипады Мадхвачарьи, "Двайта-бхашьей" (Объяснением в свете философии двайтавады).

1898- "Шри Голока-махатмья" (Прославление Голоки Врин-даваны) – вторая песнь "Брихад-бхагаватамриты" Санатаны Госвами. Бхактивинода Тхакур опубликовал ее с оригинальным текстом на санскрите и собственным переводом на бенгали Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура. В семи главах этой книги рассказывается о том, как преданный по имени Шри Гопа-кумар в поисках высшей истины совершил неслыханное путешествие по высшим планетам этой вселенной и даже духовному миру. Воплощения Господа, правящие разными планетами Вайкунтхи, ведут Гопа-кумара все выше и выше, пока он, наконец, не достигает обители Шри Шри Радхи-Кришны на высшей планете духовного мира Голока Вриндаване. Там Гопа-кумар, охваченный экстазом, становится участником развлечений Кришны и Его друзей-пастушков.

1899 – "Индусские идолы" – письмо на английском языке, адресованное Калькуттскому трактарианскому* обществу. В своем периодическом издании это общество опубликовало заметку, в которой профессор Макс Мюллер, проводя Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура параллели с христианством, в негативном свете представляет Кали, Дургу и Шиву. Бхактивинода Тхакур исчерпывающе объясняет их истинное положение на основании свидетельств Вед и Пуран. В заключение он напоминает о такой истинно христианской добродетели, как всеобъемлющая любовь, чуждая сектантскому догматизму, и смиренно просит членов трактарианского общества пересмотреть свои несостоятельные философские убеждения.

1899 – "Шри Бхаджанамрита" (Нектар поклонения) – трактат на санскрите о чистой преданности Верховному Господу, принадлежащий перу Нарахари Саракара, современника и приближенного Чайтаньи Махапрабху. Бхактивинода Тхакур опубликовал эту работу с собственным переводом на бенгали.

1899- "Шри Навадвипа-бхава-таранга" (Волны экстатической любви к Навадвипе) – сто шестьдесят восемь стихов на бенгали, описывающих части Навадвипы, доступные взору достигшей Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура совершенства души. В своей книге Бхактивинода Тхакур представляет их не как исторические места, принадлежащие материальному миру, а как ишодьян, трансцендентный сад Господа Чайтаньи. Бхактивинода Тхакур в состоянии прозрения описывает игры Господа Чайтаньи, проходящие в течение дня на разных островах Навадвипы. В конце концов, Тхакур перестает сознавать окружающее и погружается в транс. Тогда ему полностью открывается его вечная роль в духовном мире – роль манджари. После этого личные служанки Шримати Радхарани берут Тхакура за руки и занимают его служением Божественной Чете. Придя в себя, он сохраняет умонастроение служения слугам Господа Чайтаньи.

* Трактарианизм-консервативное религиозное течение в англиканской церкви в середине Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура XIX века – прим, переводчика.

1900 – "Шри Харинама-чинтамани" (Философский камень Святого Имени Господа Хари) – произведение в стихах на бенгали, которое состоит из пятнадцати глав и содержит собранные из разных писаний Гаудия-вайшнавов наставления Харидаса Тхакура о Святом Имени. "Шри Харинама-чинтамани" представляет собой диалог между Господом Чайтаньей, задающим вопросы, и Харидасом Тхакуром, подробно отвечающим на них. Первые три главы посвящены величию Святого Имени, повторению Святого Имени и тому, как избежать ошибочного отношения к Святому Имени, свойственного имперсоналистам. Главы с четвертой по тринадцатую подробно описывают десять оскорблений Святого Имени. В двух заключительных главах говорится о тридцати двух оскорблениях, которых следует избегать Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура в чистом преданном служении, а также о том, как такое преданное служение приводит к постижению своей истинной природы и обретению чистой экстатической любви к Богу.

1901 – "Шримад-Бхагаватарка-маричи-мала" (Гирлянда из лучей светозарной "Бхагаваты") – в этой книге Бхактивинода Тхакур собрал самые важные стихи "Шримад-Бхагаватам" и, переведя их в прозе на бенгали и снабдив пояснением, объединил в двадцать глав. Поскольку "Шримад-Бхагаватам" уподобляют светозарному солнцу, главы книги образно названы "лучами света". Каждый из этих "лучей" поясняет тот или иной аспект философии "Шримад-Бхагаватам" в категориях самбандхи, абхидхеи и прайоджаны.

1901 – "Падма Пурана" – это издание содержит пятьдесят пять тысяч стихов на Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура санскрите без перевода и комментария. В те времена в библиотеках можно было встретить много разных издании "Падма Пураны", которые были неполными и зачастую противоречили друг другу. В ходе серьезной исследовательской работы Бхактивиноде Тхакуру удалось восстановить подлинный текст этого колоссального произведения. Эта работа получила признание как со стороны ученых, так и со стороны вайшнавов.

1901 – "Санкалпа-калпадрума" (Древо желаний священных обетов)-стихотворное произведение Вишванатхи Чакраварти Тхакура на санскрите о божественных развлечениях Шри Шри Радхи-Кришны, которое Шрила Бхактивинода издал с собственным переводом в прозе на бенгали. В ста четырех строфах этого произведения Вишванатха Чакраварти описывает исполненные экстаза развлечения Божественной Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура Четы и молится Шримати Радхарани о возможности участвовать в них в качестве ее служанки. С этой просьбой он обращается также к личным служанкам Шримати Радхарани, разным обитателям Вриндавана и даже собственному уму.

1902 – "Бхаджана-рахасья" (Тайны божественного поклонения) – дополнение к "Харинама-чинтамани", состоящее из восьми глав для чтения в соответствующий трехчасовой период суток. Каждая глава этой работы Бхактивиноды Тхакура перекликается с одним из восьми стихов "Шикшаштаки" Чайтаньи Махапрабху и затрагивает одну из восьми ступеней кришна-бхаджана, описанных Рупой Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху". "Бхаджана-рахасья" изобилует цитатами из священных писаний о теории и практике поклонения Кришне. Каждый стих на санскрите Тхакур перевел на Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура бенгали в стихах и прозе.

1904 – "Сат-крия-сара-дипика" (Освещение сути ритуалов, совершаемых преданными) с приложением, озаглавленным "Самскара-дипика" (Освещение очистительных обрядов) -труд Гопалы Бхатты Госвами на санскрите, являющийся частью "Хари-бхакти-виласы". Посвящен самскарам, или очистительным обрядам, а также другим церемониям, предназначенным как для семейных, так и для отрекшихся от мира вайшнавов. Текст на санскрите Бхактивинода Тхакур снабдил собственным переводом в прозе на бенгали.

1906 – "Према-виварта" (Ошибка любви) – поэма Джагадананды Пандита на бенгали. Это произведение повествует о философии божественной любви, которой учил Чайтанья Махапрабху, о необыкновенных и на первый взгляд противоречивых отношениях между Господом Чайтаньей Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура и Джагаданандой Пандитом, о величии преданных Господа и тайне Святого Имени.

1907 – "Шри Сва-нияма-двадашака" (Двенадцать строф о добровольно данных обетах)-последняя работа Бхактивиноды Тхакура, написанная им до того, как уединиться в хижине на берегу океана в Джаганнатха-Пури. Там Тхакур полностью сосредоточился на поклонении Господу, соблюдая обеты, описанные в "Шри Сва-нияма-двадашаке". Эта поэма, которая написана по образцу "Сва-нияма-дашаки" Рагхунатхи даса Госвами, в десяти строфах рассказывающего о собственных обетах, предназначена для ежедневного чтения и памятования. В главе "Бхакти Кути и Свананда-сукхада-кунджа" перевод "Шри Сва-нияма-двадашаки" приводится полностью. Строфы на санскрите Тхакур перевел Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура в прозе на бенгали, однако комментарий, тоже на бенгали, так и остался незавершенным.

Следующие работы Бхактивиноды Тхакура не имеют конкретной даты публикации или же она неизвестна:

"Навадвипа-шатака" (Сто стихов во славу Навадвипы)-произведение Шрилы Прабодхананды Сарасвати, одного из непосредственных учеников Господа Чайтаньи. Описывает Навадвипу, настроение преданного, который желает достичь этой духовной обители, и препятствия, подстерегающие его на этом пути. Бхактивинода Тхакур перевел "Навадвипа-шатаку" в стихах на бенгали и издал в виде небольшой удобной книги, которую могли бы носить с собой даже странствующие садху.

"Даша-мула-нирьяса" (Суть десяти постулатов) – очерк на бенгали, подробно объясняющий десять постулатов философии Господа Чайтаньи Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура, изложенных Бхактивинодой Тхакуром в одной строфе на санскрите.

"Шри Вишну Прия О Ананда Базар Патрика"-популярный ежемесячный журнал на бенгали для вайшнавов, редактором которого был Бхактивинода Тхакур, а издателем – Шишир Кумар Гхош.

"Баладева Видьябхушана-чарита" – биография Шрилы Ба-ладевы Видьябхушаны на бенгали, написанная Бхактивинодой Тхакуром.

"Веданта-сутра" – классическое философское произведение Вьясадевы, в сжатой форме излагающее философию Вед. Друг Бхактивиноды Тхакура, Шьямалал Госвами, издал "Веданта-сутру" с известным комментарием Баладевы Видьябхушаны, "Говинда-бхашьей", и пояснениями самого Тхакура.


documentbcvtxsr.html
documentbcvufcz.html
documentbcvumnh.html
documentbcvutxp.html
documentbcvvbhx.html
Документ Литературное творчество Бхактивиноды Тхакура